Регистрация
   Забыли пароль?

Приглашаем вас принять участие в Конкурсе на Кубок Гастева А.К.!

Вестник Лин

БЛОГИ

Авторы блогов:

Онлайн-интервью

Елена Гареева

Елена ГарееваРуководитель проектов (соревновательные программы)

Спрашивайте, участвуйте, побеждайте!

Задать вопрос

Константин Новиков

Директор компании «НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА», член Совета Межрегионального общественного движения «Профессионалы Бережливого производства»

12.01.2015 | 15:18

Кружки качества


На днях получил письмо, в котором автор задается вопросом по созданию групп качества.

Процитирую его:

Вы создавали у себя на производстве такие группы из рядовых рабочих и какова была мотивация этих рабочих, если в литературе везде сказано, что группы качества создаются на добровольной основе.

Что заставляет людей из простых рабочих тратить свое личное время для улучшения производства?

Нужно ли привлекать в эти группы начальников, или создавать группы из начальников?



Публикую здесь свой ответ по вопросу кружков качества:


1. КК (кружки качества) - это диалектически-динамичная структура. В разное время развития TPS они были разные и решали разные задачи.


2. Я прояснял для себя этот вопрос у японцев, которые меня учили (Х. Хаясида и проч.).

- Вначале, КК служили местом приятных встреч мд собой. И даже местом выпивки с начальниками. Это помогало снять конфронтацию, ожесточение (рабочие на Тойота неоднократно побивали и увечили своих начальников в период стачек и забастовок 50-60е годы) и стресс.

- На таких собраниях рабочие видели, что и руководители нормальные ребята, а "не черти с рогами".


3. На следующих этапах в КК говорили о проблемах. О чём ещё мужики за застольем говорят (работа, спорт и женщины)?  Просто обсуждали что-то.

В таких обсуждениях создавалась уже группа по интересам. Когда приятные люди, ведут интересные разговоры вне напряженного конвейерного ритма. Ведь на работе нет такой возможности спокойно обсуждать чего-либо. 


4. Т.к. после таких встреч и обсуждений устойчивость группы в КК повышается, оттачивается её состав, роли и взаимодействие, то ребят из конкретного КК просили подумать над решением какой-либо одной производственной проблемы.


5.  Естественно, что рабочие из КК не могли решить все проблемы сразу. Не хватало простейших знаний, опыта и подходов. Но менеджмент Тойота именно таким образом проявлял и уяснял для себя эту нехватку. А также вызывал потребность в непрерывном обучении самым важным вещам для решения конкретных производственных задач. Тех задач, которые в данный момент по силам решить рабочим. 

Следующие проблемы будут сложнее, но и рабочие уже будут лучше подготовлены. Рабочим организовывалось недостающее обучение смежным специальностям и наукам. Опять же добровольно, в соответствии с пожеланиями и в свободное от работы время. Т.е. рабочим не платили, но сколько стоят знания и умения? Для многих получение знаний и утоление любопытства - серьёзная мотивация.  


6. Начальников в КК НЕЛЬЗЯ привлекать, получиться заорганизованное и формальное предприятие.


7. Цель Кружков качества НЕ СТОЛЬКО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ!!! (Как ни странно)! 

ЦЕЛЬ КК - НАЙТИ, ВЫЯВИТЬ, ЗАСТАВИТЬ ВЫДЕЛИТЬСЯ ЛИДЕРОВ  в режиме (одновременно) с их подготовкой к решению самых сложных производственных проблем в режиме действия и делания!  Найти и определиться с будущими руководителями, наставниками и "обучателями". 

Всех тех, на кого менеджмент может положиться - "золотой" кадровый резерв. 


8. Новое развитие компании дают новые волны лидеров. Как массово организовать их поиск и проверку в деле?

На Тойоте эта работа организована через решение проблем в режиме делания в КК.


9. Дело в том, что на Тойоте нет иллюзий по поводу эффективности КК.

"Учёные мужи" подсчитали, что вклад КК в решение тойотовских проблем не более 10%. КК - это не столько и не только инструмент решения проблем. Задача КК готовить лидеров для управленческих должностей, способных:

- разговаривать с сотрудниками,

- объединять их в команды для поддержания производственной рутины, решения проблем и задач на рабочих местах,

- обладать возглавляющей и ведущей энергетикой.

Опять поменяли цель и средства. Цель не в КК и их количестве. Изначальная цель - выявить и расставить лидеров для управления по горизонтам компании.

Организовать стремление народных масс к решению проблем - пассионарность развития.


10. В последствии, когда росло число КК в Тойота (потом и в компаниях по всей Японии)  увеличилось настолько, что приобрело характер  массового народного течения, то экономика Японии получила эффект масштаба от многочисленно решённых производственных проблем по всей стране.


11. Движение КК получило и получает  поддержку от правительства Японии.


С уважением, Новиков Константин



/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / /

Бесплатная подписка

На еженедельный электронный журнал по бережливому производству (Вестник Лин)

закрыть это окно

Вы успешно подписались на Вестник Лин

Извините, подписка не удалась