Регистрация
   Забыли пароль?

Приглашаем вас принять участие в Конкурсе на Кубок Гастева А.К.!

Вестник Лин

БЛОГИ

Авторы блогов:

Онлайн-интервью

Елена Гареева

Елена ГарееваРуководитель проектов (соревновательные программы)

Спрашивайте, участвуйте, побеждайте!

Задать вопрос
» Блоги экспертов » Оксана Шевчук » Бережливое производство. Комические куплеты

Оксана Шевчук

Инженер по охране труда ОАО «РЖД». Экспериментальный завод

23.12.2013 | 09:03

Бережливое производство. Комические куплеты


Я так впёрлась от подписывания папок, что решила даже отправить анкету в службу качества Октябрьской железной дороги . Ну чтобы они типа меня научили. Отправила и забыла. Я всегда отправляю анкеты, потому что почти всегда уверена, что меня никуда не возьмут. (В РЖД налажена система корпоративного обучения всему-чему-угодно и везде-где-угодно. И даже на халяву. Вопрос только в том, чтобы ЗНАТЬ, где и чему учат. Ну ещё немного везения, так как в моём случае, связи не играют никакой роли. Просто потому что этих самых связей у меня нету).

В этот раз я была уверена, что меня никуда не взяли, больше, чем полностью. Поэтому жила-поживала полтора года, совершенно не подозревая, что Бережливый-то уже назначил мне долгожданное свидание. А случилось это (как всегда бывает, когда находишься в мутном и туманном ожидании мужчины своей мечты) внезапно.

У нас не Япония, где принято приходить на работу на час раньше и уходить на час позже. У нас Россия в целом и ОАО «РЖД» в частности. Посему, если согласно правилам внутреннего трудового распорядка рабочий день заканчивается в 17:22, то в 17:00 нет уже практически никого, а в 17:05 нет никого СОВСЕМ.

Я существо конформное и ВСЕГДА чуть ли ни с секундомером на низком старте выжидаю 17:22. Хотя , по правде сказать, это не имеет большого смысла по нескольким причинам: если выходить точно вовремя, то обязательно нужно будет ждать, пока поезд на Ригу освободит проход. Если выходить в 17:22, вахтер может уже спать. А ещё надо ходить по всему этажу и выключать свет. Короче, в 17:05 надо делать контрольный обход и смотреть, все ли уже свалили.

В тот прекрасный вечер, я, сделав контрольный обход, решила было свалить как и все остальные, но тут внутри меня заговорил голос цивилизованности и производственной культуры. Он показал мне плакат: «с 17:05 до 17:10 НАВЕДИ ПОРЯДОК НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ!». Просто шестой "С" - совесть называется.

Ну я решила, что спорить с внутренним голосом - последнее дело. Он ведь мне не повелел рубить топором сожителя, любить правящую партию и лидера нации или обидеть котёночка. ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ПОРЯДОК. Я переложила телеграммки, которые не успела выполнить, из кучки телеграмм, которые выполнить хотела, в кучку телеграмм, которые выполнять уже бессмысленно, а старенькие телеграммы из кучки, которую выполнять бессмысленно, в кучку телеграмм, о которых лучше забыть. (на железной дороге инженерно-технические работники в основном занимаются тем, что выполняют распоряжения служб и дирекций, которые (распоряжения) приходят по телеграфу или электронной почте. Если не выполнить в срок, придёт другая телеграмма – ругательная. А службы занимаются тем, что эти телеграммы составляют и рассылают, а потом сортируют полученные ответы и отправляют выше). Порядок, на мой взгляд, состоялся и я с чистой совестью пошла домой.

И только я закрыла кабинет, раздался звонок. Как всегда, я поступила самым идиотическим (по меркам ментальности РЖД в частности и России в целом) образом: снова открыла кабинет и взяла трубку. Там любезная девушка сообщила, что хочет меня научить бережливому производству. Я поблагодарила, объяснила, как правильно сократить «Экспериментальный завод», чтобы вызывная телеграмма всё-таки до завода дошла (на любое мероприятие сотрудника приглашают специальной телеграммой, и тогда начальство этого сотрудника обязано его отпустить), и попрощалась.

Тут возникла постоянная проблема, смею полагать, характерная для существующей системы отношений: надо было оценить, насколько сильно я получу по башке за данную инициативу. То, что инициатива наказуема исполнением – эт фигня. Исполнить-то не сложно. Да вот только потом отгребёшь. Причём, чем больше и лучше сделаешь, тем больше отгребёшь.

Отгребать очень не хотелось. Но поучиться хотелось. Я смотрела на рижский поезд и решила не переживать: если телеграмма потеряется, меня никто по башке не настучит; а если не потеряется, то это ж телеграмма – настучат, но всё равно отпустят. Таким образом, я расправилась с первой проблемой. Осталась проблема главная - надо распланировать, что надеть.

Если у меня уж двухнедельное романтическое путешествие с мужчиной моей мечты, то гардероб – вещь первостепенная. Но не буду вдаваться в подробности. Все мои ментальные мучения не привели к результату – всё равно оказалось, что нужно разгребать залежи пыльных папок и ходить за электромехаником с секундомером и замерять, сколько времени он тратит, чтобы поковыряться в стрелках (на минуточку, на улице -8, влажность весьма характерная для Петербурга и три часа незабываемой прогулки по путям).

Но об этом я расскажу позднее. Сейчас мне бы хотелось поговорить с вами на тему, условно назовём её РИПУ («расслабься и получай удовольствие»). Я постоянно чувствую себя дикарём с необитаемого острова в компании хипстеров: мой заводик всегда на таком отшибе, что когда я говорю, что работаю там, неизменно получаю примерно такой ответ: «М.. Свазиленд? А это где такое?» или «М… Свазилед! Чего-то я такое слыхал. Это ведь вы едите бабочек в лягушечьем паштете/стоите на голове каждое седьмое воскресенье двадцатого месяца раз в тринадцать лет на новую луну?»

В этот раз я почувствовала, что стою у себя в Свазиленде на голове по поводу того, что в остальном цивилизованном РЖД-мире бережливое производство уже всем НАДОЕЛО. Слово «НАДОЕЛО» не в полной мере отражает картину бренности всего сущего. Хотя в общем, всё как всегда, не мне вам рассказывать.

Я хочу понять этот механизм – когда хорошее превращается в… ну превращается, короче.

Итак, на этих курсах было сказано примерно следующее: самый большой начальник – обычно человек разносторонне интересующийся и скорняжными изделиями, и менеджерскими примочками. Ну и как-то там обсуждает с такими же разносторонними большими начальниками, что неплохо бы в нашем маленьком королевстве тоже что-то такое забацать. Ну дальше умные люди работают – методики придумывают и всё такое. Дальше начальников поменьше обязывают (и даже учат кой-чему), а те в свою очередь заставляют совсем маленьких начальников. Совсем маленькие начальники тоже бывают не дураки, и, если находят время, могут кой-чего почитать и разобраться, но когда хорошая инициатива докатывается до рядового работника, то вы все знаете, что бывает.

За три дня до приезда Степова все бумаги сваливаются в кучу, запихиваются внутрь шкафа при помощи колена. На дверцу лепится табличка «ДОКУМЕНТЫ». Вот вам и рецепт пятьэса по-железнодорожному. Подавать горячим.

Напоминаю: я из Свазиленда. Бережливое производство докатилось до нас только как случайно переплывший океан размокший журнал, выброшенный с курортного лайнера или банка из-под колы, которую швырнули из окна поезда в дикой тундре. Меня никто хлыстом не заставляет жить в чистоте и порядке, пытаться оптимизировать свои затраты, жить и работать более эффективно. На совесть и на радость. Посему, как всегда, я не понимаю, ПОЧЕМУ железнодорожники  так не любят бережливое производство? Только лишь потому, что их заставляют? Ведь если заставляют, почему бы просто не РИПУ?


/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / /

Бесплатная подписка

На еженедельный электронный журнал по бережливому производству (Вестник Лин)

закрыть это окно

Вы успешно подписались на Вестник Лин

Извините, подписка не удалась