Регистрация
   Забыли пароль?

Конгресс лидеров производительности

Общественное движение

Вестник Лин

БЛОГИ

Авторы блогов:

Онлайн-интервью

Елена Гареева

Елена ГарееваРуководитель проектов (соревновательные программы)

Спрашивайте, участвуйте, побеждайте!

Задать вопрос
» Блоги экспертов » Николай Гудз » Почему не развивается бережливое производство?

Николай Гудз

Ведущий тренер-консультант

25.12.2013 | 09:07

Почему не развивается бережливое производство?


Компании, вступающие на путь развития бережливого производства в России зачастую весьма поверхностно понимают зачем они это делают. И в большинстве случаев их усилия являются потраченными впустую. Так как очень быстро теряется желание развивать данное направление, имеется устойчивое непонимание зачем вообще это делается и основной парадигмой является то, что «мы заплатили деньги фирме», «наняли специалиста», вот пусть они и работают на результат, а в итоге ничего не происходит.

Как правило развитие бережливого производства начинается в цехах, производственных участках.

В итоге многим даже удаётся достаточно быстро получить кое-какие положительные результаты благодаря использованию наиболее общих инструментов бережливого производства (5С, стандартизация). Однако дальнейшее развитие бережливого производства, как правило, существенно тормозится, так как требуется поддержка со стороны прочих структурных подразделений предприятия, а самое главное на этой стадии - высшего руководства. А ее нет. И как правило достучаться до умов и сердец руководства возможностей нет даже у представителей организаций, выполняющих работы по становлению бережливого производства на договорной основе и являющихся, по сути своей, людьми независимыми с незамыленным взглядом и зачастую не заинтересованных лично.

Основная причина такого положения дел – руководители компаний. Они часто не понимают или не хотят понимать, что необходимо глубоко вникнуть, практически погрузиться в философию бережливого производства, пропустить её через себя, чтобы она заработала в полную силу. Поэтому те редкие инициативные работники (которые как правило составляют команду Лин-офиса) в итоге прогибаются под существующую действительность (этот процесс редко занимает более года) и краткосрочные цели компании становятся приоритетными. Как итог — развитие бережливого производства сходит на нет. Получается некая модель Такмена наоборот.

Список основных проблем, мешающих успешному развитию бережливого производства на отечественных предприятиях (благо есть уже достаточно материала для оценки) выглядит примерно так:

  • Бережливое производство не становится всеобъемлющей философией деятельности компании;
  • Люди видя инертность высшего руководства противостоят внедряемым процессам;
  • Компании предпочитают иметь дело только с инструментами бережливого производства, шарахаясь как чёрт от ладана когда разговор заходит о трансформации системы;
  • Развитие бережливого производства должно начинаться не в производственных цехах, а на уровне топ-менеджмента с насаждения культуры Хосин-Канри и только убедившись, что высшее руководство понимает зачем им нужен переход на новый уровень переходить на производственную площадку;
  • Концентрация на производственных процессах становится причиной того, что компания элементарно «забывает» о таких вещах, как управление запасами, развитие персонала и пр.;
  • Компании зачастую в силу какой-то невероятной парадигмы, слепо уверены в неизбежности быстрого успеха и очень быстро теряют интерес к бережливому производству не находя такого.
Вникая в самую суть проблемы, становится понятно, что основной причиной неудач в развитии бережливого производства является культура компании. Большинство директоров и собственников уделяют внимание только набору применяемых инструментов управления информационным и материальным потоками, но забывают о философии управления. Совершенно не уделяют внимания людям, которые и составляют основной актив их компаний. Миссия предприятия типа «Работа ради жизни» сегодня считается вполне себе нормальной, несмотря на явное, унижающее человеческое достоинство звучание.

Здесь есть интересный опыт Братского алюминиевого завода, который своей целью конца нулевых годов нашего столетия помимо среднеевропейской зарплаты для всех работников провозгласил своей миссией полный уход от инструментов труда унижающих человеческое достоинство и являющихся элементами рабского труда – тачка, лом, лопата. Вот это миссия – люди, уверен будут активными участниками таких процессов с гораздо большим интересом, чем описанного варианта миссии в начале данного абзаца.

Многие руководители просто не понимают ценность корпоративной философии и не обладают достаточным терпением (а иногда и умением) для её формирования. Медленное, постепенное совершенствование не приводит к сиюминутным результатам, карьерному росту или росту стоимости акций. Зачастую менеджер призван на короткий срок ради достижения конкретного результата рентабельности, реструктуризации – куда уж тут стратегия развитии компании, переосмысление философии и пр. Успешное внедрение на подсознательном уровне такой философии, как бережливое производство, требует от людей и организаций достаточно редких качеств: постоянства целей и желания развиваться на всём протяжении исторического периода. Лишь постепенные ежедневные преобразования могут превратиться в весомые результаты. Те компании, которые это поняли живут сегодня вполне успешно – можно много критики разводить насчёт того хороша методика оценки Кубка А.К. Гастева, например, или нет, но что совершенно точно можно сказать – она на счёт раз выкидывает на задворки истории предприятия, решившие поиграть в бережливое производство и показать всем своё мнимое совершенствование системы – одного раза для них достаточно для понимания, что окунулись не серьёзно и не туда. Такая аналитика имеется и чётко прослеживается.

Проблема в том, что в большинстве компаний менеджеры, внедрив зачатки инструментов бережливого производства и горделиво вещая миру, что у них теперь современная Лин-система, ждут молниеносных результатов от разрабатываемых проектов или невероятного роста производительности своих рабочих. Однако всё это лишь звучит красиво. На деле ничего такого не происходит.

Поэтому хотелось бы ещё раз озвучить уже не раз высказанную мысль – думайте господа управленцы зачем Вам это нужно и решив, не сходите с пути, не выставляйте себя на посмешище.


/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / /

Бесплатная подписка

На еженедельный электронный журнал по бережливому производству (Вестник Лин)

закрыть это окно

Вы успешно подписались на Вестник Лин

Извините, подписка не удалась